МДОБУ «Оброченский детский сад» п.ст. Оброчное

Конспект интегрированного занятия по ФГОС "По следам осени"

 Конспект открытого интегрированного занятия по ФГОС «По следам осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал: колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: стихи об осени А. С. Пушкина,

А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель: звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друга друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это? Давайте посмотрим.
Ваня: Какой то чистый лист
Ребята, это не просто чистый лист, а тайное письмо, которое написано секретными чернилами.

Ребенок : А как же узнать что в нем написано?
Воспитатель: нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо…
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают) СУНДУК
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
(Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта). Ребята, посмотрите здесь есть загадка, отгадав ее мы узнаем от кого сундук

 Воспитатель:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем, под ногами шелестят и летят, летят, летят… ОСЕНЬ
Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. 
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. )
Задание: назвать приметы осени.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме. 

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Ведущий: Дети, а вы молодцы, назвали много интересных примет.

 

Остановка 2. (На карте изображен красный лист) Назвать осенние месяца.

Осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь.(ВЫХОДЯТ)

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). 
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, посмотреть по интернету, по термометру). ВЫХОДЯТ ОСАДКИ.

СЕНТЯБРЬ

В синем небе птичьи стаи

Зимовать на юг летят,

И деревья надевают

Шитым золотом наряд.

Радуют деньки погодой

Так и манят погулять

Вот рябина покраснела

И грибы пора искать

ОКТЯБРЬ

Вот сентябрь отступает,

В гости к нам октябрь спешит!

Потихоньку холодает,

Чаще дождик моросит

Ветер стайки листьев кружит,

Собирает в хоровод,

А один листочек в луже,

Словно лодочка, плывет.

 

НОЯБРЬ

Вот ноябрь пришел со снегом

Льдом на лужах по утрам

Редким солнышком, ветрами

Отчего ж не грустно нам?

Оттого что очень скоро

Зиму снежную встречать

И под новогодней елкой

Яркий праздник отмечать!



Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку. )
Дети называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Осень - время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 
- в ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи. 

Первый прочный снег выпадает ночью
Воспитатель: 
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
А теперь ребята давайте отдохнем

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Мы листики осенние,

На ветках мы весим,

Дунул ветер , полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Вот ветер снова тихо набежал

Вдруг листочки все поднял.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

 

Воспитатель: Теперь давайте пройдем за столы…

Ребята, а какая бывает осень? Ранняя и поздняя. А сейчас у нас какая осень? А почему?

Ребята, вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить 
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты )
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Сейчас проведем опыт и увидим вещество благодаря которому  лист имеет зеленый цвет.


Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.


Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел , что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают быстрее и почти не кружатся. Маленькие листья падают медленней и больше кружатся).


Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5  «ИГРА»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнца закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать-куртки, шапки надевать?


Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Вы ребята молодцы, сколько много у вас знаний об осени. Давайте нашими знаниями украсим платье осени. Что узнали на занятии….

27 марта 2017 в 09:59

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект интегрированного занятия по ФГОС "По следам осени"

Описание файла:

Файл называется: konspekt-otkrytogo-zanjatija_lucil.docx

Это официальный файл организации «МДОБУ «Оброченский детский сад» п.ст. Оброчное», в нём содержится Конспект интегрированного занятия по ФГОС "По следам осени".

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.