МДОБУ «Оброченский детский сад» п.ст. Оброчное

Представление педагогического опыта учителя - логопеда Яушевой Е.Г.

                                        Представление педагогического опыта

 учителя – логопеда Яушевой Е.Г.

 «Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством нетрадиционных методик рисования у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста»

  “Чем больше уверенности

 в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства

 в детской руке,

тем ребенок умнее”.

В.А. Сухомлинский

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В.А. Сухомлинский справедли­во утверждал, что «ум ребенка на­ходится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ре­бенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой мо­торики как бы подготавливает по­чву для последующего формирова­ния устной и письменной речи.

 Мы часто заме­чаем, что у значительного большин­ства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботин­ки. Недостаточность развития двига­тельного анализатора и мелкой мото­рики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

 И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уро­вень речевого развития детей всег­да находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» дви­жений пальцев рук. А при поступле­нии ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной коор­динацией.

Актуальность и перспективность данного опыта состоит в том, что онраскрывает эффективность использования различных ме­тодов и приемов для совершен­ствования развития мелкой моторики, показывает  значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

 Данный опыт представляет большое значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса, так как в результате решается ряд задач:

 

1. Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.

2. Развитие переключаемости с одного движения на другое.

3. Развитие и  совершенствование общей  и мелкой моторики.

4. Развитие сенсорно - перцептивной сферы.

5. Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.

6. Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

7. Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, его коммуникативных способностей,  была проанализирована психолого-педагогическая литература. Выяснилось, что еще в 1928 году В.М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук, на развитие речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследование развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Изучая этот вопрос, Л.В.Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Она заметила: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

 Сейчас для определения уровня развития речи, проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два, три (“сделай вот так” - и показываем, как это надо сделать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети;  если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые (“ватные”) и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Беседуя с учителями начальных классов, я отметила, что многие первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают; а также испытывают затруднения при пересказе художественных произведений, речь детей бедная.

Применение тренировки движений пальцев рук в повседневной жизни решает проблему преемственности детского сада и школы, способствует стимулированию речевого развития.

Как отмечал В.А. Сухомлинский “Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее”.

Теоретическая база опыта.

Эффективными средствами для развития мелкой моторики пальцев рук являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Необычность материалов позволяет ребенку изучать, пробовать изображать, будит детскую фантазию, развивает  мелкую моторику пальцев рук, речь и творчество.

Понятие «творческие способности» тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.

К.Роджерс подразумевал под творчеством процесс «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни .

Более убедительным является такое определение творчеству, которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества»

Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского, что творчеством могут заниматься не только лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

В зарубежной психологии творческие способности  обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие).

Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность  удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

 П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной  потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт.

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы. На каждом логопедическом занятии включаю разнообразные методы, помогающие развивать мелкую моторику пальцев рук. В течение педагогической деятельности, наблюдая и анализируя, прихожу к выводам, что дети дошкольного возраста очень любят рисовать нетрадиционными способами. Экспериментируя и фантазируя, у них получаются настоящие шедевры.Нетрадиционными принято называть техники, которые включают в себя методы и приёмы, выполняемые подручными материалами и руками. Простыми способами ребёнок расширяет свои изобразительные возможности, учитывая специфику той или иной техники, учится отображать сложные приметы, объекты и явления окружающего мира, не прибегая к примитиву. Овладение техникой должны быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь чёткие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой  – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и  элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Описание художественных нетрадиционных техник.

Рисование пальчиками

- Возраст: от 2 лет

- Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

- Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

- Возраст: от 2 лет

- Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

- Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

- Возраст: от 3 лет

- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск смятой бумагой

- Возраст: от 4 лет

- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

- Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

- Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

- Возраст: от 4 лет

- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

- Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

- Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

- Возраст: от 4 лет

- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

- Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

- Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

 

Процарапывание по сырой краске

- Возраст от 5 лет

- Средства выразительности: штрихи, цвет.

- Материалы: мисочки с гуашью, кисть, плотная бумага, стек.

- Способ получения изображения: на только что выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.

Печать по трафарету

- Возраст: от 5 лет

- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

- Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Кляксография обычная

- Возраст: от 5 лет

- Средства выразительности: пятно.

- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

- Возраст: от 5 лет

- Средства выразительности: пятно.

- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Акварельные мелки

- Возраст: от 5 лет

- Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

- Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

- Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Анализ результативности.

  Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных методик позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности.

Представленный опыт рабо­ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики с детьми старшего дошкольного возраста. У детей:

- формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

- развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

- у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

- развивается мышечная активность;

- развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Трудности и проблемы при использовании опыта.

 Проблема данного опыта заключается в том, что дети при рисовании забывают обо всем, очень часто приходится  их останавливать, так как логопедическое занятие имеет ограничения во времени, и основное время уделяется работе со звуком. Чтобы не расстраивать их, и не отбивать желание рисовать и фантазировать, создаю игровые ситуации, которые продолжаются в вечернее время  с воспитателями или с родителями дома.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

 

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям – логопедам, воспитателям, заинтересованным и внимательным родителям, так как развитие мелкой моторики пальцев рук посредством нетрадиционных методов рисования является очень эффективным и увлекательным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядное приложение

 

1.Видеозапись индивидуального логопедического занятия  с воспитанницей старшей группы на этапе автоматизации звука [Ш]  представлена по адресу: https://yadi.sk/i/eygMpPU23GjHDD

 

2.Конспект занятия по развитию речи

“День рождения Бабы Яги”

(с элементами нетрадиционного рисования).

Программное содержание:развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

Предварительная работа. Серия занятий по программе, где в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом.Чтение русских народных сказок: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе.

Материалы. Бумага для рисования (белая и цветная), гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).

 

Ход занятия

В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка).

Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут кузнечики, порхают бабочки. А вам не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или великолепную бабочку, тогда закройте глаза.

Вокруг три раза обернись
И в лесную пташку превратись.

В ладоши похлопай,
Ногами потопай,
Будем прыгать и играть
Как кузнечики скакать
Вокруг себя ты покружись
И в берёзку обернись.

(дети превращаются в птиц, деревья, кузнечиков).

Вдруг они замечают, что на опушке леса, за старым пнём, кто-то шевелиться. Они подходят и видят кого-то связанного.

А. Кто ты? Кто тебя связал? (Алёнушка и дети освобождают)

Лесовичок (Л). Я, Старичок-Лесовичок, шел по лесу и встретил вашего друга Гусёнка. Он спешил к вам в гости, он говорил мне, что вы хорошие ребята и хотел меня познакомить с вами. Я не думал, что моя встреча с вами окажется такой печальной и мне придётся сообщить вам плохие новости.

А. Да что случилось Лесовичок? Говори скорей!

Л. Пока мы с гусёнком обо всём договаривались, налетела Баба Яга, меня связала, а гусёнка унесла за голубые реки.

А. Гусёнок наш друг и мы его очень любим. Правда, ребята? Что нам делать?

Дети. (Д). Надо идти его выручать!

А. Кто же нам в этом поможет? (Варианты детей).

Л. Я вам помогу, только нам будет нужно идти в чащу леса, а по дороге нам встретится много препятствий. Вы не боитесь?

Д. Ничего мы не боимся, мы со всем справимся!

А. Только вот беда, мне пора возвращаться в свою сказку. Меня там ждет братец Иванушка.

Л. Не огорчайтесь ребята, я вам помогу. Мы пойдём в свою сказку, а с Алёнушкой давайте попрощаемся.

А. До свиданья, ребята! До свиданья Лесовичок! Удачи вам!

Д. и Л. До свиданья, Алёнушка! (Аленушка уходит.)

Л. Ребята у меня есть волшебная шишка. Куда она упадет туда нам и идти. (Кидает шишку) Ой она попала прямо в болото. Странно, почему листья у кувшинок белые? Ребята, как вы думаете, чтобы это обозначала? (Ответы детей)

Л. Находит бумажный свиток. Читает его. “Я бабусенька-ягусенька, красатуленька-крохотуленька, кто отгадает мою загадку тот и топь пройдёт. Кто на свете всех милее и румяней, и белея?”. Сплошные загадки в таких делах торопится не к чему, необходимо подумать. Что будем делать?

Подвести ответы детей к решению затонировать листья кувшинок в зелёный цвет. Дети с помощью поролоновых тампонов тонируют листы и видят отгадку, так как на листках проявляются портреты Бабы Яги.

Л. Ребята, кто на свете всех милей и румяней и белей?

Д. Баба Яга!

После ответа детей раздаётся музыкальный сигнал, символизирующий правильный ответ.

Л. Загадку мы отгадали, пора отправляться в путь-дороженьку.

Лесовичок кидает шишку, она падает в молочную речку с кисельными берегами. Дети видят бумажный кораблик с письмом от Бабы Яги “Кто порадует меня, тот и перейдёт речку”.

Л. Что бы это означало ребята?

Д. Нужно Бабусеньке - Ягусеньке подарки подарить.

Л. Какие? (Ответы детей). Ребята у нас в корзинках есть красочки и бумага, а кистей нет! Как и чем же мы будем рисовать подарки?

Д. Пальцами и ладошками.

Л. У нас получились настоящие подарки, которые без сомнения понравятся Бабе Яге и она отпустит нашего друга. Пойдемте быстрей! Шишка укажи нам путь – дорожку. (Бросает шишку и она падает у избушки Бабы Яги) Ребята, какие слова обычно произносят, чтобы избушка повернулась к нам?

Д. Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом! (Избушка поворачивается).

Звучит тревожная музыка, появляется Баба Яга.

Баба Яга. Фу, фу. Русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? (Напевает).

У меня друзья хорошие
Старый леший, домовой.
И болотная кикимора
Тоже водится со мной.

А вот девчоночек и мальчишечек в друзьях у меня ни когда не было, и вообще я люблю их только кушать на завтрак, обед и ужин. Зачем пожаловали?

Д. Мы пришли за Гусенком. Отдай нам его, пожалуйста!

Б. Я. Как, вы смеете меня об этом просить! Вы, что решили меня с голоду заморить!

Д и Л. Ну, Вы же добрая бабушка, зачем вам Гусёнок!

Б.Я. Я добрая? Нет, я злая! И вообще у меня сегодня день рождение, никому до этого дела нет! Поэтому я решила делать сегодня только плохие дела.

Л. Как нам быть?

Д. Нужно просто поздравить её с Днём рождения и подарить ей подарки.

Л. Правильно!

Д. Дорогая наша Бабусенька-Ягусенька!

Поздравляем тебя с Днём рождения!
Желаем здоровья молодетского,
Красоты неписанной.
Дарим тебе подарочки -
Платки расписные,
Мётлы дорогие,
Бусы брильянтовые,
Сапожки алые.

Б.Я. Как, это всё мне? Положу-ка я все эти замечательные подарочки в свой волшебней сундучок и немножко поколдую. Ну, вот и все теперь можно и наряжаться. (Достает из сундука: платок, бусы, сапожки, помаду для губ. Наряжается и смотрится в своё чудо-зеркало). Ой, какая же я красивая стала. Даже настроение поднялось. Ой, и мне кажется, что я с каждой секундой становлюсь добрее!

Д. Может быть, ты, отдашь нам Гусёнка!

Б.Я. Хорошо, возьмите своего друга, только исполните мою последнюю просьбу, утешьте старушку, станцуйте со мной напоследок.

Баба Яга превращает мальчиков в гномиков (надевают колпачки), а девочек в матрёшек (повязывают косыночки). Дети танцуют веселый танец вместе с Бабой Ягой. Баба Яга снова превращает всех в детей.

Б.Я. Спасибо вам большое, у меня за триста лет не было такого Дня рождения. До свидания, доброго вам пути!

Дети берут гусёнка и уходят.

 

 

7 апреля 2017 в 15:23

Прикреплённые файлы:

Документ: Представление педагогического опыта учителя - логопеда Яушевой Е.Г.

Описание файла:

Файл называется: predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta-detskii-sad_57ti6.docx

Это официальный файл организации «МДОБУ «Оброченский детский сад» п.ст. Оброчное», в нём содержится Представление педагогического опыта учителя - логопеда Яушевой Е.Г..

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.