МДОБУ «Оброченский детский сад» п.ст. Оброчное
|
Представление педагогического опыта Щенниковой О.А.Публичное представление собственного педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Оброченский детский сад» Щенниковой Ольги Александровны. Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
1.Сведения об авторе: Щенникова Ольга Александровна
Дата рождения:05. 09. 1980 год.
Образование: высшее. Окончила в 2007 году МГПИ им. М.Е. Евсевьева по специальности:учитель начальных классов.
Стаж работы в качестве воспитателя составляет 10 лет в МДОБУ «Оброченский детский сад».
Квалификационная категория:первая.
Тема:«Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» 2. Обоснованиеактуальности опыта. В дошкольном периоде детства закладывается фундамент основ развития личности и формируются творческие способности. Если судить с точки зрения психологии, то именно дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети оченьлюбопытны и пытливы, у них есть огромное желание познавать и осваивать окружающий мир. В этом плане проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает важное значение. Огромную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как наряду с игровой, она в дошкольном периоде является ведущей деятельностью. Развитие творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Одним из эффективных средств – это изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Эти виды творчества способствуют активному познанию детьми окружающего мира, вырабатываютв них способности отражать свои впечатления творчески. А творческая деятельность, как правило, является для дошколят источником особой радости, содействует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, формализует чувство успеха.
3. Основная идея. Для того чтобы успешно сформировать творческие способности у детей младшего дошкольного возраста, необходимо правильно организовать педагогический процесс. Одной из ведущей деятельностью педагогического процесса является изобразительная деятельность, которая развивает в детях способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов. Сам процесс изобразительной деятельности основывается на взаимодействии ребёнка с воспитателем и с другими детьми. В ходе такого сотрудничества выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности успешно развиваются такие качества личности как самостоятельность, инициативность, базисность, а также способность самоуправления. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель: - развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Для реализации намеченной цели, мною определены следующие задачи: · Познакомить детей с разнообразием материалов, используемых в рисовании, лепке, аппликации, ручном труде; заинтересовать; · Совершенствовать навыки и умения детей в данных видах деятельности; · Научить детей творчески преображать реальные образы в сказочные; · Воспитывать художественно - эстетическое восприятие окружающего мира; · Воспитывать организованность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, дружеское и деловое общение.
4.Теоритическая база. В педагогическую основу опыта заложено положение академика Н.Н.Поддъякова о поэтапности развития детского творчества: 1. Свободное экспериментирование с материалом. 2. Проблемное обучение (по образцу, по условию). 3. Конструирование по замыслу. Теоретическую основу составили следующие труды: - концепция деятельностного подхода (работы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) - идея развивающего обучения (Л.С. Выготский); - положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие отражение в концепции художественного образования о специфике художественно-творческого развития и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование; - теория игры (представлена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др.) Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Ветлугина Н. А определила детское творчество как «Первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».
помогут развить способности ребенка.
6. Новизна опыта. Мой опыт не содержит новых открытий и изобретений, он собой представляет целостную систему по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе организованной и совместной деятельности, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определенного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии. Работа вся разделена на блоки: работа с красками, бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалом. Использование различных способов выполнения, которые направлены на развитие у детей младшего возраста творчества, способствует созданию ребенком нового, оригинального творческого продукта.
7. Технология опыта. Для того чтобы развивать творческие способности у детей младшего дошкольного возраста, свою работу стараюсь строить на следующих принципах: 1. Свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор; 2. Открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов; 3. Деятельностный подход, который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. воспитатель готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; 4. Обратной связи, предполагающий рефлексию педагогический деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей; 5. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Для себя я составила перспективное планирование работы по развитию творческих способностей, и стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию. Как развиваются творческие способности у ребенка зависит от организации эстетическо-развивающей среды в группе. Так, например,необычные цветы интересной формы получаются при рисовании ватными палочками или мятыми кусочками бумаги. А какой восторг вызывает у детей рисование своими ладошками, пальчиками!Получаются своеобразные картинки. Используя разные семена, природный материал, фурнитуру вместе создаем картинки из пластилина, коллективные композиции «Осеннее дерево», «Сказочный лес», «Цветочная поляна» и др. Это все способствует к сотворчеству с воспитателем и детьми. Чтобы вызвать интерес к созданию образов, помогает игровая мотивация (слепить подарок для мамы, сделать открыткук празднику и т. п.), игровые приёмы (ветер воет «у-у-у», лисичкабежит по дорожке, оставляя следы и т. п.), сюрпризные моменты (слепить волку друзей, подарки из волшебного сундучка). В творческой деятельности с детьми использую игрушки народных промыслов – это обогащает зрительные впечатления и вызывает эмоциональный отклик у детей. Ребенку нравится рассматривать, трогать, играть с ними. Демонстрация таких игрушек вызывает интерес к технологии их изготовления. Обычно такая игрушка выступать у нас как персонаж в процессе рисования и лепке (в лепке-колобок, весла для лодки, грибочек для белочки, желуди для хрюши и др.) Вовсе времена года веду наблюдения в природе и ближайшем окружении: за цветущимирастениями на клумбе и в саду, за деревьями, облаками, первой проталинкой и зеленой травкой, птичками, бабочками. Все это обогащает представления детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняет зрительные впечатления.Творческую деятельность нельзя представить без художественного слова, поэтому в своей работе использую фольклор - стихи, потешки, прибаутки. Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен детям. В родительском уголке детского сада есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого уголка заключается в активизации усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитие наглядных форм работы с родителями, улучшение взаимодействия между участниками педагогического процесса, формирование устойчивого интереса к вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Каждый из видов художественного творчества имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развитии детского изобразительного творчества. Каждое занятие заканчивается коллективным просмотром созданных детьми изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку воспитателем их работу. В процессе оценки созданных детьми изображений обращаю их внимание на наиболее интересные из них. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
8. Результативность опыта. Опыт работы, накопленный мною, показывает, что дети стали лучше воспринимать и понимать изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаться не только на содержание, но и художественную форму. Если ребенок чувствует то, что его принимают и понимают, сопереживают его творчеству, то это дает стремление ребёнку больше увидеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Таким образом, стимулируется творчество как неотъемлемая часть разностороннего развития. В результате такой систематической и последовательной работы дети младшей группы научились: - свободно изображать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных направлениях; - отображать простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Дерево растет в саду); - аккуратно пользоваться изобразительными материалами: карандашами, красками, бумагой, кистью, клеем и т. д.; - использовать в процессе рисования карандашами и красками нескольких цветов. Критерий 1. Принимаю участие в инновационной деятельности МДБОУ «Оброченский детский сад», использую современные педагогические технологии по повышению профессионального педагогического мастерства педагогов. Критерий 3 Свой опыт представляю на разных сайтах сети интернет. Критерий 4. Так как тема моего опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» поэтому воспитанники моей группы совместно с родителями систематически принимают участие в различных конкурсах муниципального, межрегионального, всероссийского, международного значения. Критерий 6. Выступаю на заседаниях методических советах, научно практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, форумах, радиопередачах Критерий 7. Свой педагогический опыт представляю на открытых занятиях и мероприятиях. Провожу открытые занятия, мастер-классы, мероприятия. Критерий 9. Общественно педагогическая активность. Моя педагогическая активность заключается в следующем, с 2009 года являюсь членом первичной профсоюзной организации и вхожу в состав аттестационной комиссии Критерий 10. Основное направление моей педагогической деятельности обращено на позитивные результаты с воспитанниками. Этому способствует: - наличие системы воспитательной работы; - наличие качественной, эстетически оформленной документации; - организация индивидуального подхода; - снижение простудной заболеваемости воспитанников; - отлаженная система взаимодействия с родителями; - отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия; - здоровьесберегающих технологии в воспитательном процессе; - духовно-нравственное воспитание и народные традиции. Критерий 11. Работа с родителями является основной деятельностью в воспитательной работе. Поэтому систематически провожу родительские собрания, круглые столы, консультации в нетрадиционной форме, экскурсии, образовательные путешествия, совместные конкурсы, выставки, привлекаю родителей на субботники, благоустройство участков, создания развивающей среды группы. Критерий 13. За межаттестационый период, я имею грамоты с различных сайтов и сети Интернет. Критерий 14. В период с 2016г. по 2019г. награждена, грамотами и благодарностями всероссийского и муниципального масштаба за ответственную работу и участие в различных конкурсах. 19 декабря 2019 в 11:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.